Метки

, , ,

van-gogh-artaud-suicide-societe-L-BOJHeE

В музее Орсе прошла выставка «Ван Гог и Арто, самоубитый обществом». Она посвящена двум самым знаменитым из выдающихся самоубийц во французском искусстве: Ван Гогу и театральному писателю и художнику Антонену Арто. В основе выставки — текст французского поэта, драматурга, актёра, теоретика театрального искусства и художника Арто, написанный по случаю ретроспективы Ван Гога в 1947 году.

Зима 1947 года. В музее Оранжери открывается выставка работ Ван Гога. Друг Арто, галерист Пьер Лоеб предлагает ему написать о художнике, утверждая, что он, пораженный, как и Ван Гог, душевным расстройством, лучше других понимает суть трагедии мастера, задыхающегося в узких рамках обывательского существования. Последние 9 лет Арто провел в психиатрических лечебницах, где много раз подвергся лечению электрошоком. 25 мая 1946 года Арто перевели в частную лечебницу в Иври. Он не излечился от своей болезни, но ему стало значительно лучше, отчасти благодаря терапии искусством.  Он начал вновь писать и рисовать. Однако, идея книги о Ван Гоге не увлекла Антонена.

Все изменилось 31 января, когда Лоеб показал ему отрывок из научной работы доктора Беера, опубликованный в еженедельнике Art. Автор утверждал, что Ван Гог страдал конституциональной психопатией, и что она все больше и больше прогрессировала с годами.

Это заявление приводит Арто в негодование. 2 февраля 1947 года Арто отправляется в музей Оранжери на выставку Ван Гога. Результатом его посещения становится книга «Ван Гог, самоубитый обществом». Он пишет, что Ван Гог не был сумасшедшим, он был жертвой общества, жертвой его предрассудков, как до него Нерваль, Бодлер или Эдгар По. Он был уверен, что настоящий убийца художника – общество, не способное справиться с «невыносимой правдой» его искусства.

Сказать, что выставка задела за живое и потрясла меня, значит не сказать ничего. Хотя почва в моей душе была подготовлена давно. Я прочитала роман «TheSunflowers» Шерами Бандрик — история (местами вымышленная) о любви Ван Гога и проститутки Рашель. На протяжении всей книги на фоне отношений влюбленных идет рассказ о творчестве художника, о его замыслах и муках реализации. О его отношении с обществом. Каждая увиденная картина оживляла текст книги, они служили иллюстрациями к прочитанному. Квинтессенция — это «Звездная ночь над Роной». Когда Рашель впервые увидит полотно, она обратит внимание на две фигурки, идущие по берегу реки, мужчину и женщину. Она спросит Винсента, кто они? Он ответит: мы… Спустя время она поймет, что это было его первое признание в любви…

rhone

Пускай меня простит Винсент Ван-Гог
За то, что я помочь ему не мог,

За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,

За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,

За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.

Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.

Лимоннный крон и темно-голубое, —
Без них не стал бы я самим собою;

Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.

А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,

Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог.

